Создан 22 Июня 2012 года.

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

Ответить

Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#1

Сообщение sirius_x » 31 июл 2019, 14:13

Весной 2019 года моя лодочка которая прошла больше десятка тысяч километров по Северным рекам получила серьезную пробоину которая заставила меня немного поволноваться.
Пробоина составляла больше метра длиной.
Это была вторая пробоина за 14 летнюю историю ее хождения по рекам Западной Сибири.
Только разница между первой и второй пробоиной была очень большой в первом случае это было 10 см пореза дна, а во втором случае пробоина составила больше метра и была нарушена герметичность заднего правого баллона.
Порез задний правый баллон получил при скорости порядка 30 км/ч при этом лодка после удара и прореза не потеряла в устойчивости и скорости. Лодка продолжала идти в глиссирующем режиме как будто не чего и не произошло, только полностью спустивший правый задний баллон мелькающий в воде как тряпка говорил что надо искать место для ремонта. В плане надежности при таком пробое Кайман показал себя очень достойно.
При первоначальном осмотре лодочки после происшествия, соучастники по несчастью в один голос стали говорить что восстановить баллон в полевых условиях не реально.
Было как то удивительно об этом слышать но смотря на такой огромный порез становилось волнительно.
Но включив голову и руки я все же решил отремонтировать то что на первый взгляд казалось нереальным.
Поход был совместный и я смог собрать в общей сложности 4 пвх зипа .
Количество клея было не большим, качество его хромало потому как больше половины клея уже закончили свой срок службы.
В арсенале были жидкие латки нескольких производителей, клей момент, уран, мастер лодок и кажись от баджера потому как на тюбике не слова по русски, по моему это их фуфлоклей, но на тот момент он представлял очень большую ценность.
Чтобы не ставить заплатку внутри баллона, было принято простое решение сшить капроновой ниткой весь порез тем самым мало мальски состыковать края пореза для дальнейшей их обработки и наклейки заплатки снаружи.
Специально для такого случая в моем ремкомплекте лежала капроновая нитка и иголка. После десяти сделанных отверстий иголка сломалась и на смену иголке пришло шило, работа с которым существенно облегчилась.
Через часок другой получилось заштопать капронкой весь шов. Сделано это было для того чтобы не перетянуть края и избавиться от возможных складок. Но прежде чем начался процесс шитья необходимо перпендикулярно шву нанести метки чтобы при работе с ниткой было понимание где должны находиться края.
Учитывая что такого количества ацетона для обезжиривания поверхности у меня не было то в дело пошла водка и ушло её порядочно :)
Потом в дело вступили жидкие латки, которыми медленно но верно двигаясь вдоль шва был залаткован весь порез и отверстия для капроновой нитки. что позволило через часок накачать баллон до полу рабочего состояния.
Далее намазал имеющимися клеями шов и заплатки. Выждал порядка 10 минут до того момента пока заплатки перестали прилипать к обратной стороне руки и начал процесс наложения их по шву. после наложения с помощью газовой паяльной лампы начался процесс подогрева заплатки снаружи и раскатывания заплатки от центра в сторону краев.
Учитывая что качество клея было не на соответствующем уровне то было видно что заплатки эти долго не проходят и для более качественного ремонта края заплаток также были частично скреплены с основным пвх с помощью жидких латок.
По прошествии 4 часов баллон был накачан и началась эксплуатация лодки.
Пройти на этом ремонте предстояло 100 км весенней речки, что в принципе и было сделано в спокойном режиме при крейсерской скорости 27 км/ч.
Теперь принято решение этот ремонт обновить и сделать все более качественно и профессионально.
Уверения что лодке писец теперь воспринимаются с улыбкой.
Кстати ей через 3 недели предстоит очередной забег по Северным речкам с дистанцией на 700 км.
Создаю эту тему для людей которые считают что после серьезного пореза не получится вернуть лодке прежнее заводское состояние и лодке дорога только в утиль!
Ну и в качестве информации о том как буду делать данный ремонт!
Чтобы было понятно каким клеем надо клеить и как.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#2

Сообщение sirius_x » 31 июл 2019, 14:18

Изображение
Изображение
Изображение


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#3

Сообщение sirius_x » 01 авг 2019, 11:08

Почитав всемирную читальню мой выбор клея для ремонта лодки пал на марку Kleyberg.
Подчеркну именно для ремонта в домашних комфортных условиях.
Для ремонта в полевых условиях это будет совершенно другой клей с другими техническими характеристиками.
Необходимо понимать что не одна вещь не обладает только плюсами всегда есть минусы.
Зная плюсы и минусы, можно подобрать максимальное качество при определенных условиях.
Немного объясню почему именно Kleyberg.
Клей Kleyberg это отечественный профессиональный клей для ремонта лодок из ПВХ.
Полиуретановый состав вкупе с органическими растворителями и стабилизирующими добавками.
Плюсами клея является прежде всего высокая сцепкость, водостойкость, не токсичность, не меняет цвет пвх, не плывет при нагреве, стоек к бензу и другим растворителям, большое время выдержки, хорошая консистенция, однокомпонентное средство сразу готово к работе не надо не чего химичить.
Из минусов которые отмечаются - теряет клеевые свойства при низкой температуре, необходимо хранить при температуре не ниже +15 градусов по Цельсию.
Стоить объяснить что все клея которые используют при производстве и ремонте пвх лодок разделяются на 2 метода склеивания - ХОЛОДНЫЙ и ГОРЯЧИЙ
ХОЛОДНЫЙ - На обезжиренный поврежденный участок и обезжиренную заплатку наносится два тонких слоя клея, первый из которых сушится до полного высыхания, а второй слой до образования необходимой вязкости. После чего заплатку плотно прижимают и оставляют под прессом на 3-4 часа. (время высыхания и вязкости зависит от марки клея)
ГОРЯЧИЙ - На обезжиренные поверхности, также, как и при холодном способе, необходимо нанести два тонких слоя клея и просушить (время высыхания зависит от марки клея) далее заплатку размещают на поврежденном участке и подвергают нагреву до 60 градусов. Далее заплатка прокатывается специальными валиками или лопатками для убирания остатков воздуха. ну и по возможности оставляют под прессом на 40-60 минут для остывания. При использовании горячего метода возможно пользоваться склеенным участком уже через 40 минут
Клей Kleyberg поддерживает оба метода склеивания.
Отмечается что при горячем методе качество сцепкости существенно улучшается.
Поэтому для ремонта лодки мной был выбран именно горячий метод.
Необходимо также отметить что такой клей Вы не купите в магазинах рыболовной и туристической направленности.
Это профессиональный клей который используют только производители и мастерские.
Купил я данный клей в объеме 0,7 литра и однозначно что весь я его не использую.
Так что если надо заезжайте поделюсь ;)



Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#5

Сообщение sirius_x » 01 авг 2019, 15:34

Стоит обратить внимание на очень важный аспект при склеивании пвх - ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА В ПОМЕЩЕНИИ !!!
На качество склейки пвх сильно влияет атмосферная влажность в помещении!
Ее показатели для нормальной работы составляют не более 50% по влагометру.
И учитывая этот важный аспект при склеивании пвх мой выбор и пал на клей Kleyberg потому как у него очень хороший показатель по этому направлению.
При правильном подходе к этому процессу целесообразно замерять в помещении влажность прибором.
Совет бывалых в этом вопросе звучит просто клеить только в жаркую сухую погоду :wink:
Также некоторые марки клеев дают подсказку в этом вопросе.
При повышенной влажности сигнализируют об этом сменой цвета клея.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#6

Сообщение sirius_x » 01 авг 2019, 16:08

Учитываю длину повреждения, склейку я буду осуществлять по принципу склейки швов в пвх лодке.
Основным правилом склейки швов является склейка с двух сторон дублирующими монтажными лентами.
В моем случае это правило проецируется на необходимость сначала наложить монтажную ленту с внутренней стороны баллона, а потом наложить заплату с наружной стороны баллона.
1. Первоначально необходимо ровно разложить склеиваемые края и произвести обезжиривание ацетоном место пореза с двух сторон а также те предметы которые будут каким либо образом соприкасаться с предполагаемыми местами склейки.
2. Перпендикулярно шву нанести линии разметки шариковой ручкой. Это необходимо чтобы в процессе установки внутренней заплаты все края встали ровно и не было перетянутости краев и не образовались складки, неточностей и бугры.
2. Необходимо вырезать внутреннюю монтажную ленту из пвх материала. Пвх материал я буду применять аналогичной плотности и цвета. Длина монтажной ленты должна выходить за линию реза не менее чем на 3-4 см
3. Внутреннюю монтажную ленту обезжирить с двух сторон
4. Внутреннюю монтажную ленту необходимо приложить поверх шва и на внутреннюю монтажную ленту нанести шариковой ручкой линии разметки которые являются как бы продолжением линий разметки которые мы формировали на основном шве. Это необходимо для того чтобы в последующем внутреннюю монтажную ленту правильно спроецировать по длине нашего шва.
4. Далее необходимо произвести разметку по ширине внутренней монтажной ленты для этого монтажная лента делится по ширине пополам и по центру от одного края до другого делается черта шариковой ручкой. Это необходимо чтобы наша внутренняя монтажная лента по ширине не уходила в сторону и также с внутренней стороны баллона не было перетянутости краев ленты и не образовались складки, неточностей и бугры.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#7

Сообщение sirius_x » 01 авг 2019, 16:43

Немного заострю внимание на нанесение разметки на внутреннюю монтажную ленту
Если сначала нанести разметку шариковой ручкой, а потом обезжирить ацетоном то нанесенная разметка шариковой ручки потечет и стерется, поэтому целесообразно сначала произвести обезжиривание ленты и линейки, а также других предметов которые соприкасаются, а уже потом наносить разметку :wink:
Не забываем что для обезжиривания пвх работает только АЦЕТОН и нечего другого !
Внутреннюю монтажную ленту рекомендуется клеить горячим способом потому как после высыхания клея он не прилипает ко всему че не попадя :)
Горячий способ позволяет выложить ленточку так как это нужно, не спеша, соблюдая разметку и все допуски, при этом это все будет удобно.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#8

Сообщение sirius_x » 01 авг 2019, 17:03

5. Наносим клей кисточкой с внутренней стороны баллона на ширину нашей ленты. Начинать лучше от концов разрезов чтобы меньше испачкаться. Слой клея должен быть равномерный и не толстым.
6. Наносим клей кисточкой на внутреннюю монтажную ленту поверх нашей разметки. Слой клея должен быть равномерный и не толстым.
7. Ждем порядка 20 -25 минут, да да 20 - 25 минут. При касании внешней стороны ладони он не должен прилипать.
8. Теперь необходимо внутреннюю ленту положить внутрь баллона и совместить все наши разметки сделанные на ленте и шве и слегка прокатываем валиком.
9. Включаем фен и начинаем планомерно нагревать наш шов. Температура которую держит пальцы наших рук составляет порядка 55 - 60 градусов, именно до такой температуры нам и надо разогреть наш шов с ленточкой.
10. Следующая задача выгнать возможный воздух между склеиваемыми поверхностями. Для этого берем шпатель и планомерно по всему участку шва от краев ленточки в сторону центра шва прокатываем. Наша задача выгнать излишки и чтобы сошелся стык шва. Прокатывать нужно в центр шва не в коем случае не вдоль шва потому как при прокатывании вдоль будут образовываться морщины. Прокатки делается в 3-4 прохода увеличивая с каждым подходом усилия нажима шпателя. Чем сильнее будет прижато тем качественнее будет склейка.
11. Следующий шаг заключается в том что необходимо дать остыть материалу. Просто оставить под грузом до полного остывания на 40-60 минут.
12. Теперь можно накачать баллон и проверить герметичность шва мыльным раствором.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#9

Сообщение sirius_x » 01 авг 2019, 18:01

Все последующие действия будем осуществлять еже на накаченном баллоне
13. Вырезаем заплатку которая покроет наш шов более чем на 3-4 см в каждую сторону. Более эстетично выглядят заплатки с более плавными скруглениями углов.
14. Прикладываем нашу заплатку поверх нашего шва и строительным карандашом на баллоне отмечаем сначала разметку по длине, а потом и разметку по ширине нашей заплатки
15. Теперь в ход пойдет бумажный скотч, наша задача обклеить все бумажным скотчем в рамках той разметки которые мы сделали карандашом.
16. Пришла пора обезжирить ацетоном наши склеиваемые поверхности. Важный момент в данном случае играет последовательность - сначала скотч, а потом ацетон. Почему, да потому что некоторые китайские пвх меняет цвет от контакта с ацетоном! :kod17:
17. Наносим клей на образовавшийся трафарет из скотча на баллоне и на заплатку. Слой клея должен быть равномерный и не толстым. Наносим клей со стороны скотча в сторону центра, чтобы клей не попал под скотч.
18. Аккуратно снимаем скотч с баллона.
19. В зависимости от метода склеивания (горячий либо холодный) ждем когда подсохнет клей для склейки. Я делаю горячим методом поэтому все также жду 20-25 минут высыхания клея. Клей при касании его внешней стороной ладони не должен прилипать.
20. Укладываем аккуратно нашу заплатку на место склеивания. Включаем фен и начинаем нагревать место склеивания, клей сразу начинает активироваться и становится липким. Аккуратно разглаживаем руками нашу заплатку чтобы не образовалось бугров и складок. Прокатываем валиком заплатку и доводим нагрев места склеивания до 55-60 градусов. Если при первой прокатке образовались складки или морщинки то свежесобранный шов в нагретом состоянии можно пересобрать и тем самым поправить положение заплаты.
21. В работу вступает шпатель, только направления прокатки теперь изменяется на противоположный. Теперь направление прокатки осуществляется от центра к краям заплаты. Прокатки делаются в 3-4 прохода увеличивая с каждым подходом усилия нажима шпателя. Чем сильнее будет прижато тем качественнее будет склейка.
22. После прокаток в некоторых местах появятся излишки клея, который сначала аккуратно убирается шпателем, а потом протирается тряпочкой смоченной ацетоном при этом не забываем что некоторые пвх меняют цвет от контакта с ацетоном, поэтому сильно смачивать ацетоном не следует.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#10

Сообщение sirius_x » 02 авг 2019, 09:37

Ну и добавлю наверно самую главную рекомендацию по горячему методу склеивания.
Необходимо уяснить что клей перед склеиванием поверхностей должен высохнуть полностью.
Для тех кто клеит первый раз это звучит как то странно. Но перед склейкой лодки желательно поэкспериментировать на кусочках пвх и тогда придет понимание процесса.
Если при склейке горячим методом, клей не до конца высохнет и заплатка уже будет лежать на шве то при нагреве феном поднимется испарение клеевого растворителя который будет препятствовать качественной склейки пвх.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#11

Сообщение sirius_x » 02 авг 2019, 09:40

Ну и на этом все.
Осталось вставить фотографии процесса для наглядного понимания.


Автор темы
sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Хочешь сделать хорошо, сделай сам! (о ремонте пвх)

#12

Сообщение sirius_x » 13 авг 2019, 13:26

К большому сожалению фото и кина не будет :kod17:
Ограничимся прекрасным сценарием!
Времени не хватило заснять интригующий сюжет :kod17:
Отвез лодочку Антону в мастерскую Дед Мазай
Но для понимания как это делается можно оставить темку

Ответить

Вернуться в «Водный транспорт»