Создан 22 Июня 2012 года.

Следы времен минувших

Ответить

Автор темы
Charskiy
Администратор
Сообщения: 11669
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Андрей
Благодарил (а): 1336 раз
Поблагодарили: 501 раз

Следы времен минувших

#1

Сообщение Charskiy » 20 фев 2014, 20:29

Нашел интересную статью, где освятили давно мучивший меня вопрос, почему притоки Тавды, имеют окончание "я".
Рифейская топонимика

Эдгардт Цейслер
СЛЕДЫ ВРЕМЕН МИНУВШИХ
Трудно найти человека, который бы не интересовался происхождением названий родной деревни, села или поселка, где родился и вырос, рек, озер и урочищ в окрестностях его маленькой родины. Эти названия укоренились и живут в нас с малых лет, ими мы дорожим, в них для нас хранится прелесть детских воспоминаний, к ним тянутся нити того глубокого чувства, что зовется любовью к родине...
Часто в литературе термин «географическое название» заменяется более прижившимся в науке словом «топоним», составленным из двух греческих слов: «топос» - место и «онима» - имя. Отсюда и топонимика - совокупность географических названий местности. Географические названия - слова непростые. В отличие от слов, которыми мы пользуемся для передачи образов и мыслей, они несут в себе разнообразную информацию: историческую, географическую и лингвистическую. «Названия, - писал К.Г.Паустовский, - это народное поэтическое оформление страны. Они говорят о характере народа, его истории, его склонностях и особенностях быта». «А топонимика, - по определению Н.И.Надеждина, - это язык Земли, а Земля есть книга, где история человеческая записывается в географической номенклатуре.»
В настоящем очерке мы рассмотрим топонимику территории Таборинского района Свердловской области и сможем с полным основанием заявить: в его географической номенклатуре полно отразилась история русской колонизации Северного Зауралья. Первые русские поселения на таборинской земле возникли в мансийском (вогульском) окружении. Географические названия, с которыми повседневно сталкивались новопоселенцы, тоже были мансийскими. И такими они дошли до наших дней, передаваясь поколения в поколение.
В настоящее время манси, как известно, в Таборинском районе не обитают. Они словно растворились в среде пришедших сюда насельников, изменили свой язык и образ жизни, но осталась память о их владении здешней землей – в географических названиях.
Повествование о топонимике Таборинского района мы начнем с главных его объектов - реки Тавды и села Таборы.
Русское название реки А.К. Матвеев связывает с мансийским названием реки Сосьвы - Ось Тагт («Узкий Тагт»), подкрепляя свою мысль тем, что река Тавда является продолжением реки Сосьвы (р. Тавда образуется слиянием р. р. Сосьвы (Южной) и Лозьвы). И действительно: правый берег Сосьвы и правый берег Тавды - это одна непрерывная береговая линия от истока Сосьвы до устья Тавды, целых 1358 км. Название Тагт манси не переводят, но зато (и это важно) звук «г» в говорах мансийского языка переходит в звук «в» и часть манси произносила не «Тагт», а «Тавт», откуда и произошло название реки - Тавда.
Берега Тавды - немые свидетели многих знаменательных событий отечественной истории. Это поход «северной рати» (вологжан, устюжан, белозерцев и др.) на пелымского князя Асыку «да и в Югру и Обь великую реку». Тогда, в 1483 году, воевода И.И. Салтык и князь Ф.С. Курбский «побывали на реках Тавде, Иртыше и Оби». Поход имел важные последствия. «В декабре того же года на Выми был заключен мир и югорские князья принесли присягу (шерть) Ивану III». Далее - поход Ермака в 1584 году против другого пелымского князька Аблегирима, не раз возглавлявшего нападения на русские владения в Прикамье. Следуя вверх по Тавде, «казаки - по словам Г.Ф. Миллера, - пришли к вогулам, во главе которых стоял Табар. От этого Табара ведет свое название главное местечко этой (мансийской - Э.Ц.) волости - Табаринский городок.
Ермак побывал совсем недалеко от Пелыма, где находился Аблегирим, но штурмовать укрепленное городище не стал, желая уберечь от новых потерь свой и без того малочисленный отряд. Если бы поход на Пелым увенчался успехом, казаки овладели бы самым удобным путем через перевалы p.p. Лозьвы и Вишеры. Очевидно, Ермак хотел использовать его, чтобы наладить коммуникации, которые бы позволили вернуться в столицу Сибирского ханства, с подкреплениями и боеприпасами».
Позднее, начиная с 1589 по 1598 год, путь, о котором мечтал Ермак, стал единственным официальным путем сношения Москвы с вновь присоединенными областями за Уралом.
Это вызвало новое озлобление у Аблегирима и некоторых местных князьков против русского правительства. И они сразу же возобновили враждебные действия на Тавдинском пути - основной артерии, питавшей гарнизоны Тобольска и Тюмени оружием, продовольствием и иными припасами. Для преодоления складывающейся в Сибири неблагоприятной обстановки в 1598 году на Тавду был направлен крупный отряд ратных людей. Его возглавляли П.И. Горчаков и Н.В. Тарханнотов. Московские власти предписали воеводам основать городок и волости Таборы. Но воеводы, вопреки предписанию, основали крепость не в Таборах, а близ устья Пелыма, на месте прежней резиденции пелымских князей.
Вместе с отрядом П.И. Горчакова впервые в истории Сибири прибыли русские крестьяне с сохами, семенами и скотом, чтобы «пашни завести, сперва хотя не от велика». Так в Пелыме зародилось русское пашенное земледелие, отсюда «русская соха всего за одно столетие пропахала борозду от Урала и до Камчатки». И мы, таборинцы, к слову сказать, можем гордиться тем, что у истока этой борозды стояли пелымские первопашцы, основавшие Таборинскую слободу - первую крестьянскую слободу в Тавдинском крае.
Название «слобода» имело в 17 веке двоякий смысл. С одной стороны, это первоначальное поселение, которое становится центром всех селений данного участка. С другой стороны, слобода - это территория «тянувшихся» к ней деревень.
В конце 18 века для государственных крестьян установилось волостное управление. Центр русской волости стал назваться селом Таборинским.
Реформа 1924 года заменила уездно-волостную систему административно-территориального деления районной. И с этого момента районный центр был переименован в село Таборы.
В Тавду впадает множество рек, больших и малых. Все они имеют (или имели) свои названия, непонятные по смыслу, но ставшие привычкой в жизни окрестного населения: Ушья, Кыртомья, Мулья, Ташунья, Кылья, Ковья, Волья, Ненья.
Таких названий на «я» много по Тавде. Они тянутся по обоим берегам, как невидимые столбы верстовые. Есть они и по ее притокам, словом, - по всей территории района. Естественно, возникает вопрос: а что это за «я» такое? Выясняется, что «я» по мансийски - «река».
Мансийские топонимы образованы, главным образом, словосочетанием, скажем, Ушья. Основным словом в данном примере является «я» -«река», а определяющим - предшствующее слово «ушь» - «нельма». Итак, Ушья в переводе с мансийского языка - «Нельмавая река», Кыртомья - «Уточная река» («кырт» - «утка-шилохвость», «кряква утка)». «Привлекательно, - по словам А.К. Матвеева, - мансийское слово «кыртум» - «волок», - место, где перетаскивают лодки». В самом деле, на реке Кыртомье имеется два места наибольшего сближения с Тавдой, где исстари перетаскивались (переволакивались) по суше лодки с одной реки на Другую. Далее следует Сулья (порядок перечисления сверху вниз соотвествует последовательности устий) - «Глиняная река» («суль» - «глина»), Тангунья- «Моховая река» («тангу» - «мох»), Кылья -«Березовая река» («кыль» или «каль» - «береза»), овья - «Еловая река» («ковт» - «ель»), Волья -«Плесовая река» («воль» - «плес»), Ненья - «Хлебная река» («нень» - «хлеб»). «Хлебной» она стала
зываться потому, что окрестное население находило здесь съедобные растения. В частности, кл} ни пиона - марьина корня и луковицы лилии саранки. И клубни, и луковицы этих растени широко использовали в народной медицине. Любо пытно отметить, что луковица саранки, «согласи старой сибирской легенде, возникла из сердц казачьего атамана Ермака».
Много гидронимов на «я» можно встретить, ка уже было сказано, и по притокам Тавды.
В Черную, к примеру сказать, впадают рек Тулья - «Амбарная река» («тул» - «столб со съестн ми припасами», «амбар»). Охотники «за зверем строят такие амбары и поныне. Делают они это временного хранения мяса убитых лосей: Соен Большая и Малая - «Боровая река» («суй» - «бор») отсюда названия урочища - Суйта, Екуя - «Бабь река» («еку» - «женщина, жена»). Толкование кос венно подтверждается наличием против устья Екуя залива под названием Девичья Заводь, где п преданию утонули «семь вогульских девок».
В Таборину, а также в Иксу впадает речка Ут («ут» - «вода»). Смысл этого довольно странног названия «Вода - река» ученые истолковывают значении «непросыхающая (непромерзающая) река», «река полноводная в любое время года».
В Емельяшевку и Таборинку впадает речка. «Верхняя река» («аль» - «верхнее течение реки» «верхний (по течению)». Деревня Алька - Заречн получила свое название по этой реке.
Много названий рек на «я» в конце слова, сожалению, не удалось расшифровать. Например: Шакурья и Улсымья - между деревнями Носово Тангупском, Шаткимья и Сенкирья - между Павин ском и Унже-Павинском, Мындалья и Водырья между Томском и Фирялми и другие.
Неразгаданными они, наверно, и останутся, так как на Тавде вместе с мансийскими племенами исчезло и тавдинское наречение их языка.
К часто встречающимся мансийским географическим терминам относятся и такие, как: ах, пава, полос, урай и чеш. Ах - «протока, соединяющая озеро с другим озером или рекой». В бассейне реки Черной зафиксировано несколько таких названий, озеро Ах и речка Ахинка, озеро Кулмах и протока Кулмах - «Протока с домом» («кул» - «дом»), урочище Ахталько - «Вершина реки» (см. речка алья) урочище находитсяра озером, из которого в речку течет протока, урочище Ахконга - «Протока старшего брата» («конг» - «страший брат»). Озеро Ах есть и в бассейне реки Таборинки. В наименовании озера и урочища имеем метонимию - явление переноса имен с одного класса объектов на другой класс (в данном случае - протока - озеро - урочище). С этим явлением мы еще раз встретимся в ходе нашего повествования.
Пава - «река, родник, впадающий в большую реку. В палвах течет «живица» вода, в зимнее время не «загорается», то есть не портится. Поэтому рыба из реки во время «замора» уходит в павы. Пав на Тавде много: речка Пава, впадающая в Тавду справа в районе чернавских островов, речка Унжепава -«Пава с мостом» («унже» - «мост»), впадающая слева в 7 км ниже по течению, и Пава (Павья), впадающая в Тавду у дер. Галкино, и другие.
Любопытно отметить, что от упомянутых выше пав получили свои названия деревни Павинская и Унже-Павинская, что названия, возникшие четыре века назад, вновь воскресили и продолжают жить. И таких случаев много. Сравните имена поселков Усть-Кыртомья, Ушья Посолка, деревень Тангунская, Эхталь, Алька - Заречная, или населенных пунктов Чеш, Ахинка, Большая Кылья, Малая Кылья, Чеур, Утинка, Чунь-Чеш, которых больше нет на карте района, и которые надо помнить, ибо каждом топониме заключена частица истории родной земли.
«Посол» - «рукав реки», «прорва» (место прорыва реки), «посол-протока». Характерным примером «рукава реки» является речка Посолка. Она впадает в Тавду справа, у места наибольшего сближения реки с Тавдинским трактом (9 км от районного центра).
«Урай» - «залив, образованный рекой. Протока, пересохшая или занесенная с другой стороны. Старица, весной соединяющая с рекой». В качестве примера назовем четыре гидронима с таким наименованием - это Урай, Симурай и Старица (тоже Урай) в окрестностях дер. Городок и Урай в районе речки и поселка Сарьянки. Все они соединены с Тавдой протоками. «Сарьянка», кстати сказать, по-мансийски - «Болото с перемычкой» («сар» - «маленькое болото», «узкая полоса суши между двумя болотами»). Наименование речки и поселка - результат метонимического переноса.
«Чеш» (шош) - «ручей, ложок, маленькая речушка». Термин известен местному населению больше по лесозаготовительным поселкам Чеш (по имени речки, впадающей в Черную) и Чунь-Чеш (по имени ручья, впадающего в Тавду). Чень-Чеш, в переводе с мансийского, - «Богатый ручей» («чунь» - «богатство», «изобилие»). Бытующее среди населения мнение о китайском происхождении этого названия, таким образом, является ошибочным.
От мансийского слова «шош» происходит, по-видимому, и название р. Шинь (р. Шишанка, дер. Шишино). В истории Таборинского района она известна тем, что на месте впадения ее в Таборинку (всего в трех верстах от села Таборинского) лежало мансийское городище. Другое городище известно в дер. Городок. При этой деревне до сих пор можно видеть группу земляных укреплений.
Названия старых русских деревень Таборинского района происходят от фамилий людей, которые их обживали. Тогда, сотни лет назад, жители одной деревни носили одну и ту же фамилию, которая повторялась и в ее названии: Вороновы из Воронова (Таборинка), Черепковы из Черепково, Кокшаровы из Кокшарово, Мягковы из Мягково, Фунтусовы из Фунтусово, Оверины из Оверино, Фирулевы из Фирулево, Якшины из Якшино (ныне пос. Заречное). Чернавские из Чернавска.
К перечисленной группе старых деревень относятся также Ермакове, Икса и Бочкарево.
Дер. Ермаково могла получить свое название от имени Ермак, от фамилии Ермаков и от места, по которому пролегал реальный исторический маршрут казачьей дружины Ермака. С.И. Ремезов, описав поход Ермака на Тавду, отметил, «что казаки впервые собрали там хлеб в ясак». Поэтому они, разумеется, бывали и в мансийских паулах - Черминском (в Чермино) и Кулибаевском (д. Кузнецово), которые находятся совсем близко от дер. Ермаково, в названии которой «память народная могла закрепить (и то небезоговорочно) дорогое имя Ермака».
Наименование дер. Иксы исходит от названия Реки, на которой она была построена. «Этот топоним, - пишет АК. Матвеев - по происхождению явно связан с северорусскими названиями, где есть четыре реки с названиями Икса, а также и топоним «Чильмотное» (р. Чальма впадает в Тавду слева в районе казачьих перекатов). Скорее всего название Икса перекочевало вместе со своими имядателями из русского Севера на новое местожительство, в бассейн р.Тавды.
Деревня Бочкарево в далеком прошлом называлась Желниной, по имени речки, на которой она возникла. Под этим названием она, как и все упомянутые ныне одиннадцать деревень, числится в документах Пелымского воеводства (1751 г.). Топоним же Бочкарево появился позднее, в начале 19 века, и то в скобках к названию Желнина. Слово Бочкарево не удалось расшифровать, но есть основание предполагать, что оно восходит, как и топоним Таборы, к имей «какого-то мансийского князька». «В 1598 году мурзы и сотники Таборинской волости, - по словам С.В. Бахрушина, - выбрали Боча-мурзу на князь Кильдеево место». Вполне возможно, что земля, на которой находится д. Желнина (Бочкарево), принадлежала этому мурзе, а сам он мог проживать в Кумиакском пауле (д. Галкино).
Такое толкование косвенно подтверждается названием других географических объектов, например, Багдаев луг, река Емельяшевка и озеро Епанчино. Так, в документах 16 и первой четверти 17 вв. упоминаются мурзы Багай Корурентаев сын, Емельдеш Еменеев и Епанча, по именам которых и были названы перечисленные топонимы.
Юрт Епанчи находился на реке Туре на месте будущего г. Туринска, который долгое время еще в просторечии называли Епанчинским. В истории экспедиции Ермака в Сибирь Епанча был известен тем, что его воины в 1582 году первыми из Кучумовцев обстреляли из луков струги Ермака.
Московское правительство с начала своей деятельности в Сибири решительно повело политику сохранения прав ясачного населения на его вотчины, усматривая в этом залог нормального поступления ясака. Государевы грамоты предписывают «русских людей селить на пустых местах и у ясачных людей угодий не отнимать». Но брать их в аренду, по-видимому, разрешалось. Этим и воспользовались Багай и его собратья, сдавая свои угодья в аренду (ср. Багаев луг). Об этом свидетельствует сохранившееся в местных говорах устаревшее русское слово кортомить, брать в кортому, то есть «в аренду на определенный срок», и дошедшее до наших дней название озера - Кортом, что значит аренда.


sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Re: Следы времен минувших

#2

Сообщение sirius_x » 20 фев 2014, 20:45

золотая информация :smaile1:2 :good: :Bravo: :friends:
нужно каждую строчку загрузить в подкорку головного мозга :wink:


Добрый охотник

Re: Следы времен минувших

#3

Сообщение Добрый охотник » 20 фев 2014, 21:13

sirius_x писал(а):золотая информация :smaile1:2 :good: :Bravo: :friends:
нужно каждую строчку загрузить в подкорку головного мозга :wink:
Вот,вот!Что потом не выдвигались версии, о прохождении Ермака через Тавду. :smile705:


Автор темы
Charskiy
Администратор
Сообщения: 11669
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Андрей
Благодарил (а): 1336 раз
Поблагодарили: 501 раз

Re: Следы времен минувших

#4

Сообщение Charskiy » 20 фев 2014, 21:38

Добрый охотник писал(а):
sirius_x писал(а):золотая информация :smaile1:2 :good: :Bravo: :friends:
нужно каждую строчку загрузить в подкорку головного мозга :wink:
Вот,вот!Что потом не выдвигались версии, о прохождении Ермака через Тавду. :smile705:
Тут даже написано, что он ссикнул брать сам Пелым. А помниться где то по статьям, что он ходил до Камня там какого то!? :unknown:


Добрый охотник

Re: Следы времен минувших

#5

Сообщение Добрый охотник » 20 фев 2014, 23:25

Charskiy писал(а):Тут даже написано, что он ссикнул брать сам Пелым. :unknown:
Нда, печально! Рекомендую читать внимательней! Пелым брать, Ермак действительно не стал. Вот, только, пришел к нему, он со стороны Тобольска. (смайлик рожи, стучащей себя кулаком по голове)
Charskiy писал(а): А помниться где то по статьям, что он ходил до Камня там какого то!? :unknown:
Опять же, пробел в знаниях истории. "Камнем", в те времена, называли Уральские горы. (смайлик тот же)


Автор темы
Charskiy
Администратор
Сообщения: 11669
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Андрей
Благодарил (а): 1336 раз
Поблагодарили: 501 раз

Re: Следы времен минувших

#6

Сообщение Charskiy » 20 фев 2014, 23:55

Добрый охотник писал(а):Нда, печально! Рекомендую читать внимательней! Пелым брать, Ермак действительно не стал. Вот, только, пришел к нему, он со стороны Тобольска.
Это уже обсуждали и никто возобновлять спор и не собирается.
Добрый охотник писал(а):Опять же, пробел в знаниях истории. "Камнем", в те времена, называли Уральские горы.
Тут уже не только мне известно, что вумнее вумного тебя не найти нигде.
Вопрос у меня возник, с теми высказываниями местного пелымчанина, когда я ходил в одиночку на Пелым, когда у меня была мысль проскочить до Пелымского тумана, о том, что "ты сможешь без проблем дойти до Камня, а дальше скорее всего нет". Вот тут и задумался, он или не он, и где он там!?
Добрый охотник писал(а):(смайлик рожи, стучащей себя кулаком по голове)
Не по теме
Переходи на самообслуживание, потом фотку вставишь. :smile705: :smile705: :smile705:


sirius_x
Бродяга
Сообщения: 9526
Зарегистрирован: 22.06.12
Имя: Александр
Благодарил (а): 591 раз
Поблагодарили: 546 раз

Re: Следы времен минувших

#7

Сообщение sirius_x » 21 фев 2014, 08:38

Немного про Мансийский язык :wink:
Манси́йский язы́к (устар. название вогу́льский происходит от наименования реки Вагиль / Вогулка / мансийское Вооль) — язык народа манси, входит в группу обско-угорских языков в составе угорской подветви финно-угорских языков. Среди народа манси доля лиц, владеющих (по самооценке) мансийским языком как родным, — 37,1 %. Русский язык считают родным 62 % манси, менее 1 % манси назвали родными сибирско-татарский, коми, хантыйский, ненецкий языки. Согласно исследованиям, из всех уральских языков больше всех остальных близок к венгерскому. Сходство обнаруживается в лексике, грамматике (формы принадлежности) и фонетике (мансийский язык сохранил долгие гласные).


Evgen66p
Модератор
Сообщения: 2069
Зарегистрирован: 06.06.13
Имя: Евгений
Благодарил (а): 313 раз
Поблагодарили: 169 раз

Re: Следы времен минувших

#8

Сообщение Evgen66p » 21 фев 2014, 10:37

У нас тоже в районе есть деревня Бочкарева. Обживали ее потомки раба зажиточного крестьянина. Раб был бочкарём, тоесть бочковым плотником - строил деревянные бочки. И никакого отношения эта относительно молодая деревня к князькам не имеет, хоть и стоит на берегу р. Туры, кстати до устья р. Тагил.


Блудный доктор
Бродяга
Сообщения: 2568
Зарегистрирован: 26.06.12
Имя: Евген
Благодарил (а): 65 раз
Поблагодарили: 195 раз

Re: Следы времен минувших

#9

Сообщение Блудный доктор » 17 мар 2014, 17:28

Charskiy писал(а):почему притоки Тавды, имеют окончание "я".
Здрассьте! ДерЁвня! :wink:
Ях,Яха,Ягун,Яган,Юган.............всё звенья одной цепи про Я-тупо речка!
Щас почитаю что там за статья...

Ответить

Вернуться в «Полезные советы. Книги. Ссылки»